Михаил Учитель: Строительство российской нации угрожает единству страны

В конце октября президент РФ Владимир Путин поддержал инициативу по созданию закона о российской нации. Инициативу предложил завкафедрой Российской академии народного хозяйства и госслужбы Вячеслав Михайлов на заседании совета по межнациональным отношениям в Астрахани, которое прошло под руководством главы государства.

«Но что точно совершенно можно и нужно реализовывать, прямо над этим нужно подумать и в практическом плане начать работать, – это закон о российской нации», – заявил президент.
  
Как отметил глава государства, основой для законопроекта может стать стратегия по развитию национальных отношений в России, принятая в 2012 году. Комитет Госдумы по делам национальностей в настоящее время уже приступил к разработке концепции закона.
 
Портал «Иркутск-Евразия» со скептическим настроем приступает к сбору экспертных оценок такой инициативы. Первую из них дал политический активист, руководитель Евразийского союза молодёжи в Иркутске Михаил Учитель:
 
«Проект закона о т.н. «российской нации» я считаю фатально ошибочным. Во-первых, потому что Россия в этнологическом срезе – полиэтничное государство, в котором органично проживает несколько десятков этносов, находящиеся в различных стадиях ассимиляции по отношению к русскому этническому большинству. Сразу же оговорюсь, что этнос я предлагаю определять как социальную общность на основе коллективного мифа, и не политизировать излишне это понятие. К слову, именно так определяет этот термин классическая социология. Некоторые из российских этносов ассимилированы не достаточно сильно, и потому имеют статус национальных автономий, а некоторые (подавляющее меньшинство) – проявляют, при определённых неблагоприятных условиях, склонность к сепаратизму, либо, в мягком варианте, – к большей политической автономии.
 
В 90-х годах, когда российское нациестроительство было буквально возведено в культ чуть ли не национальной идеи (чего стоит одно только ельцинское предновогоднее обращение «дорогие россияне»), этнические конфликты в национальных республиках были привычным новостным фактом: русских буквально вырезали в полыхающей Чечне и Дагестане, выдавливали из Якутии, Бурятии и Татарстана. Несмотря на то, что нынешняя федеральная власть в «ручном режиме» (по их же собственному определению из небезызвестного документального фильма о Путине) решает региональные конфликты достаточно эффективно, в самом принципе федеративного устройства России лежит всё та же пресловутая ленинская «мина замедленного действия» – непроходящая угроза превращения национальных республик в полноценные национальные государства с последующим распадом страны по тому же принципу, по которому в своё время распался СССР.
 
Поэтапное разрушение структур традиционного общества размывает этническую идентичность вместе с другими идентичностями, включая религиозную и государственную. Поэтому создание новых форм коллективной идентичности на обломках былых великих империй является насущной проблемой как в России, так и в Европе, которая, кстати, прошла путь конструирования наций на двести-триста лет раньше, чем мы. Но успешен ли был этот опыт для Европы? Очевидно, что проект национальных государств с треском провалился: первый раз – с созданием Евросоюза, а второй раз – с его же кризом, выход из которого до сих пор не найден. Также очевидно, что европейский концепт (etat-nation) мелких и однородных по этническому составу государств не может подходить большому континентальному полиэтническому, как было указано выше, государству, каким является Российская Федерация. Фактически нам предлагают свалить наши народы в плавильный котёл «российского» мультикультуризма, не спросив их мнения: все ли захотят записаться в «россияне», забыв собственные культурные коды в угоду очередной политтехнологии? А главное, готовы ли мы, русские, менять образ нашей славной и, как будто, незаконченной истории на очередную химеру западного происхождения?
 
Я говорю о том, что лично у меня как у последовательного русского имперского патриота и евразийца очень много претензий к официальной национальной политике РФ. Но она, при всех своих недостатках и недоработках, не отрицает мои идеалы воссоединения некогда единой большой страны, известной нам под именами Российской империи и СССР, хотя им и не особо соответствует, но новая концепция – отрицает абсолютно».
 
 
«Иркутск-Евразия» продолжит следить за судьбой законопроекта и приводить экспертные оценки.