Александр Ф. Скляр и Ва-Банкъ - «Ястреб» (2016)

Восемь лет назад Александр Скляр посчитал, что "Ва-Банкъ" себя исчерпал, и, дабы снять все рамки для своего развития как артиста, распустил группу. Время без "Ва-Банка" прошло весьма насыщенно — заметные пластинки, неожиданные проекты, совместная программа с оркестром "Тромбон-шоу", к тому же в конце прошлого года Скляру было присвоено звание заслуженного артиста России.

Но вот, накануне юбилея (а "Ва-Банкъ" был основан 4 марта 1986 года), произошло неожиданное возвращение имени. Новый альбом входит в дискографию и Скляра, и группы "Ва-Банкъ". Сам Александр Феликсович лаконично пояснил: "Это и дань тридцатилетию группы, и констатация, что с моими нынешними музыкантами мы снова "банда". По составу это третий или даже четвёртый "Ва-Банкъ": Скляр, Александр Белоносов, Андрей Белизов, Алексей Рыславский, Денис Скопин. Кстати, при всём объяснимом артистическом индивидуализме Скляр умеет и любит играть в команде. А для такого альбома: сильного, серьёзного, порой яростного — несомненно, потребовалось полноценное плечо соратников.

В излюбленной Скляром логике этапов, "Ястреб", с одной стороны, зримо наследует пластинке трёхлетней давности "Слово и дело", имеется некоторое продолжение линий, например, "Не реви", "не бросай" переходит в "не предай", — с другой, альбом явно выходит на новые рубежи.

"Ястреб" - дюжина номеров, здоровое разнообразие стилей, близких Скляру: рок, кабаре, шансон, альт-кантри — в оригинальной подаче. Песни одновременно самодостаточные, но и работающие на цельность пластинки. Они взаимодействуют, дополняют друг друга, спорят между собой. Начало и финал альбома закольцованы, и если беззаботное "Интро" обрывается нарастающим тревожным потоком, то финал, в котором двадцать лет спустя вновь проявляется северянинское "Живи, живое!", всё-таки выходит на идею "да здравствует жизнь". Но и жизнь, разумеется, в самых разных, порой противоположных перспективах: от уютного потребительского времяпрепровождения до пути художника как возможности пережить себя. Альбом — пространство коллизий жизни и смерти, но без прямолинейных решений. Скорее за каждой оппозицией возникает потенциальное третье.

Скляр отказывается быть простым наблюдателем, в мире "Ястреба" он властвует полноценно. Он отправляет слушателя на загадочный остров Анзер, самый северный на Соловецком архипелаге, где, как и в Иерусалиме, есть гора Голгофа; делает посвящение Вертинскому как образцу русского характера и артиста; дарит красивую печаль "Жизни и смерти Бабулины Лонгории" — своеобразный диалог с самим собой и ответ на песню "Корабли не тонут". Есть в альбоме и загадочный "Ныряльщик", который сначала уводит в сторону "Песни о рыбаке" из фильма "Человек-амфибия", но затем в ассоциациях всплывают (каюсь за невольный каламбур) "Утопленник" Евгения Головина и "Меж подводных стеблей" Константина Бальмонта; "Я люблю жизнь" написана по мотивам стихотворения Арсения Тарковского "Малютка-жизнь", в котором лирический герой перевоплощается в слово; и ястреб — не то безжалостный хищник, не то посланец богов, не то второе "я" автора.

В центре альбома — уже прогремевшие "Миллионы", с подзаголовком "Когда война на пороге…" Изначально это был прямой отклик-высказывание на донбасские события. Но оказалось, что "Миллионы" — настоящая песня-предчувствие, песня-ощущение, песня-манифест. Это — ответ на всё громче звучащие вызовы истории. Пришли в движение целые континенты. И война здесь — активное начало, формирующее пространство, способное заново открыть простые истины обществу, ситуация, когда "слово и дело" — синонимы.

Когда война на пороге,

Не вздумай смотреть назад,

Не спрашивай, по ком звонит колокол,

Он звонит по тебе, мой брат.

Когда война на пороге,

Нам не убежать, не спрятаться,

Надо просто выбрать оружие,

которым сражаться.

Андрей Смирнов, газета "Завтра"