Ги Дебор: Мы кружим в ночи, и нас пожирает пламя

Последняя режиссёрская работа французского философа Ги Дебора представляет собой тревожные размышления о состоянии современного ему общества, дополненные автобиографическими мотивами - повествованием о своей молодости, Леттристком и Ситуационистском Интернационалах и о Париже, который "в последний раз пылал столь сильно".

Люди погружены в глубокий сон – так они спасаются от кошмаров. Те, кто бодрствуют, выглядят безумцами, потому что смеют утверждать: сон – это не наша с вами реальность. Всю жизнь нас ограничивают люди с неограниченными возможностями. От нашего сна зависит их благополучие. С каждодневной порцией телевизора или бесплатных газет в тело-машину вводят новую порцию сильнодействующего снотворного. И даже для поломавшихся машин придумали железного доктора – психоаналитика и тренера по фитнесу.

Остановитесь. Вспомните прошлое. Ведь был момент, когда вы проснулись и обрели себя. Это могла быть прочитанная книга или журнал. Первая серьезная драка или искренняя любовь. Смерть и триумф. Ранение или убийство. Что угодно. Неважно – что. Важно – то, что после этой «вспышки» вы навсегда перестали быть прежним.

Вы проснулись.

И что-то вас разбудило. Какой-то вирус. Чем больше разносчиков бессонницы, тем больше инфицированных ею. Толчком к прозрению может быть всё. Героический поступок или взятый с улицы котенок. Кинематограф и литература. Рука друга или глаза любимой. Всё то, что выходит из рамок обыденности. Всё то, что выходит из рамок сна. Настоящий сон развеивается, если вы, находясь в нём, вдруг понимаете, что он иллюзия, что он нереален. Так и в жизни. Когда осознаешь, что все происходящее вокруг не более чем спектакль, где свобода заключается лишь в выборе роли статиста, вокруг проступает совсем иная реальность. И тебе больше не хочется жить ради вещей, и ты понимаешь, что сдать на права – это вовсе не главная цель жизни. Ты робко делаешь первые осознанные шаги.

Это сложно. Против того, чтобы ты проснулся, работает целый комбинат. Его лязгающие шестеренки играют ржавую усыпляющую колыбельную. Отравляются моря и исчезают народы, а дьявольская колыбельная всё умоляет поспать ещё чуток. Поспать для себя, сладко перевернувшись на другой бок. Много голосов поют в потребительском хоре. Это и культ легкой жизни, и ток-шоу, массовость и количество, гнилые установки, и вообще вся существующая система, какого бы политического разлива она не была. Всё равно она желает сделать из уникального по определению человека безличную штампованную копию. Особенно ясно это проявилось в индустриальную эпоху, когда странам требовались миллионные армии одинаковых рабочих. Говорят, что теперь характер экономики изменился, и в ней важнейшую роль играет интеллектуальный труд, поэтому век масс кончился.

Но т.н. «творческие работы» – менеджера, копирайтера, риэлтора, журналиста, писателя, и т.п., от чего так болезненно сводит зубы, – это тот же сон. В нём лишь черно-белая пленка заменена диснеевскими красками: твиттер, блоги, путешествия на Гоа, мечта о «Ford Focus» в кредит, иногда рестораны «Premium Class». От одной перспективы такой жизни хочется покончить с собой. Но эти люди считают, что бодрствуют, хотя на самом деле пребывают в глубоком, почти летаргическом сне. Они в ловушке. Фактически они уже мертвы. Они как механические игрушки танцуют под музыку из заводной шкатулки. Со временем их движения всё замедляются и замедляются, пока фигурки не застывают в незаконченном полудвижении, и заботливая система, которая и вовлекла их в иллюзию жизни, немедленно приступает к утилизации трупов под голоса наёмных плакальщиц.

Всё искусственно, даже эмоции. Сон говорит, что смерть – это выдумка, поэтому ты должен жить сейчас. И человек живёт. С возрастом он окостеневает, теряет лихость, авантюрность и крепко засыпает. Такое настроение заражает семью, и саркома сна с детства расползается по школе, городу, нации, стране и заливает весь мир. Будто кто-то приговаривает: «Не просыпайся – мир обожжет тебя!». Спящие люди кружат в ночи, и не видят, как их пожирает пламя.

Мы спим, и наша задача заключается в том, чтобы проснуться и разбудить как можно больше людей. Способов – миллион, выбирайте любой подходящий. Вот, к примеру, великий антизрелищный фильм Ги Дебора.

Смотреть фильм