Русский социализм и эстетическая мобилизация

Теоретический фундамент «Русского социализма» была заложен ещё в ХIХ веке народником  А.И. Герценым. Позже он будет использован социалистами-революционерами в качестве идеологической основы их борьбы за освобождение русского народа от господствующей несправедливости и скверны. В отличие от марксизма, русский социализм не предполагал деления на разобщающие нацию экономические классы, но призывал к всечеловеческому братству в обновлённом социалистическом обществе. Субъектом новой идеологии стало русское общинное крестьянство, как носитель всего русского. Ведь, как известно, Традиция не может ошибаться, а живущий на земле предков крестьянин к несправедливости не способен. Земледелец – это абсолютная категория русского бытийного пространства. До революции 1917 года русское общинное крестьянство было подобно третьей силе, противостоящей как нарождающемуся капитализму с англо-саксонским лицом, так и не менее прозападному романо-германскому феодализму. Возникшая на просторах Евразии Красная империя сгенерировала собственные смыслы, в которых безжалостно растворила всё, что было на Руси до неё, в том числе и русское крестьянство.

Русский социализм сегодня – это, в первую очередь, мечта каждого честного русского человека о небывшей прежде справедливости, и одновременно эстетический идеал юного пассионария, определённого либеральным государством в царство унылых вещей, но грезящим новым солнечным всплеском жизненной энергии и революционной мобилизацией. Карл Юнг писал об архетипах коллективного бессознательного, тождественных народной мечте. Так вот, русский народ мечтает о возвращении к земледелию, а не строительстве некой гражданской нации по европейским лекалам, как утверждают некоторые горе-аналитики. Русское большинство России и стран евразийского содружества до сих пор ментально остаются крестьянами. Ненавистный модерн смог разрушить деревню, но ему не удалось изменить тысячелетнюю ментальность народа. Чем ещё объяснить стремление русского человека к земле и времяпровождению на загородных участках? Поэтому, реванш автохтонных энергий в Русском мире лишь вопрос времени. 

Русский мужик поддержал большевиков потому, что увидел в коммунизме не экономическую теорию, а призыв творить Царство Божие здесь и сейчас. Вернуть на землю священный град Китеж, где каждый был бы счастлив, сыт и принят ближним. Русские искали свой Китеж задолго до революции 1917 года. В этих поисках заключается сакральный смысл исхода из Московии в Сибирь, расположенную в самом центре мира, старообрядцев, бегунов и духоборов, жестокого и беспощадного русского бунта Стеньки Разина и Емельяна Пугачёва, гуляй-польской Республики Нестора Ивановича Махно и таинственных стихов Николая Клюева о Белой Индии. Русский социализм с его белыми евангельскими и красными фёдоровскими мечтами о «воскресении мертвых и жизни будущаго века» – это важнейшая часть русской идентичности. Пока в России будут жить русские, русский социализм не будет снят с повестки дня ни в политике, ни в культуре, ни в наших русских снах, смотреть которые мы всё ещё не разучились.

Михаил Учитель